Читать раньше, чем говорить.
(комплексный метод "Школы Светланы Островской)
Автор:
ОСТРОВСКАЯ СВЕТЛАНА Л.
педагог дополнительного образования,
психолог, доктор психологических наук.
Можно ли научить читать ребенка раньше, чем говорить? Можно.
Но для этого нужно давать разностороннее развитие малышу. Только
комплексно, гармонично, мягко, но методично можно добиться нужного
результата. Важно привить интерес к форме, цвету и звуку. Важно
развить зрительную и слуховую память. Важно научить различать,
отличать предметы друг от друга, запоминать и воспроизводить их.
Как же все-таки научить малыша читать? С какого возраста надо
это делать? Чем раньше, тем лучше.
У Вас только что появился новорожденный
- тогда Вы точно не опоздали! Старайтесь не терять время, ни дня,
ни часа. Терпения Вам, любви к своему младенцу и настойчивости,
а также последовательности.
Итак, прежде всего, займитесь заготовками.
Заготовьте заранее:
- карточки с буквами,
- карточки со словами,
- кубики с яркими картинками,
- плакаты с изображением животных, птиц, рыб, цветов и т.п.,
- цветовую гамму-радугу,
- таблицу Зайцева для обучения чтению,
- магнитную азбуку,
- кубики Зайцева для обучения чтению.
Карточки с буквами делаются так:
Берем лист А4, делим на 2. По высоте буква или цифра должна быть
15-17 см, по ширине 8-9 см, толщина 1 линии не менее 1 см. Гласные
буквы нарисуйте красным. Глухие согласные - синим, а звонкие согласные
- зеленым.
Карточки со словами сделайте так:
Слова пишутся на длинных листах, ориентируясь на длину слова.
Высота буквы в слове 7 см, ширина 4-5 см, толщина одной линии
7-8 мм. Первую букву слова обязательно надо выделять. Она должна
быть или толще и больше, или другого цвета. Слова разделяются
по темам. Например, предметы мебели: шкаф, кровать, стол, стул,
кресло и т.д. Следующая серия - "Части комнаты": окно,
стена, дверь, пол, потолок и т.п. И далее по сериям: животные,
рыбы, птицы, части тела, овощи, фрукты, продукты, цветы, цвета
и т.д.
Карточки со словами вешаются определенным образом: на окно - Окно,
на шкаф - Шкаф, на кровать - Кровать и т.д. Остальные складываются
в специальную коробку. Каждая серия отдельно от другой.
Подберите картинки по сериям. В этом могут вам помочь большие
плакаты, из которых можно вырезать ту или иную картинку или изображение.
К каждой картинке должна быть надпись, что на ней изображено или
слово должно прикрепляться к предмету, которое этот предмет определяет.
Напишите слова, так как это описано выше. Если Вы знаете иностранный
язык, подготовьте карточки с надписью не только на русском языке,
но и на английском, немецком или каком-нибудь другом.
На расстоянии не менее 1,5-2 метров друг от друга развесьте картинки
с подписями (внизу) на стенах, на двери, на шкафу, в коридоре.
Не надо сразу много, пусть их будет 3, 4 или 5. Высота должна
соответствовать тому уровню, где будет находиться лицо вашего
малыша, когда Вы будете подходить с ним к тому или иному изображению.
В детской комнате необходимо создать творческую, интересную атмосферу.
В первые 15 дней надо способствовать формированию зрительной и
двигательной активности малыша. Ребенок бодрствует мало, поэтому
каждую минуту бодрствования ему или ей должно попадаться на глаза
что-то интересное. Как развить фиксацию взгляда, чтобы кроха сфокусировался
на игрушке, а затем разглядел и запомнил ее? Положите сытого малыша
на спинку, покажите яркую, но не гремящую игрушку, расположив
ее на расстоянии 40-60 см от глаз ребенка и слегка покачивая.
Как только малыш заметит игрушку, поведите ее сначала в одну сторону,
затем в другую, по диагонали, по кругу. Если младенец отвел взгляд
от игрушки, значит, он устал и занятие заканчивается, но продолжается
на следующий день и далее. А как только он сможет долго следить
за игрушками, можно начинать обучение чтению, хотя на самом деле,
Вы будете заниматься общим развитием ребенка, где чтение является
одной из составляющих.
Гуляя по квартире с ребенком на руках, обращайте внимание на слова,
на картинки, на цвета, на звучание звуков в слове. Одновременно
с этим показывайте 2-3 раза в день одну из букв. Четко, правильно,
нараспев произносите гласный звук, например "а-а-а".
Вибрационно - только звуком - произносите согласные, например
"в-в-в". Следите за артикуляцией. 33 дня пролетят незаметно,
а далее соединяйте буквы в склады, повторяя эти склады по несколько
раз в день. Под словами, которые развешаны на стене, должны появиться
слова, разделенные на слоги. Итак, вверху картинка, под ней целое
слово, под ним слово, разделенное на слоги. Малыш будет видеть,
кто или что изображено на картинке, будет слышать, как это называется,
и одновременно будет видеть, как это пишется.
Очень хорошо, если на каждую букву вы подберете "чистоговорки",
а также стихи, где часто и четко повторяются одни и те же звуки,
например: "Ом-ом-ом, мы с тобою строим дом", или: "Ра-ра-ра,
начинается игра". Чем больше ребенок будет слышать правильно
произнесенные звуки, тем быстрее он запомнит произношение и сам
произнесет их. Тем самым вы будете способствовать не только обучению
чтению, но и развитию речи, что также немаловажно.
С четырех месяцев начните читать книжки, показывая младенцу картинки.
Если страницы будут большими, а картинки яркими, малыш с удовольствием
будет рассматривать их. А если, читая текст, вы будете показывать
на картинке, о чем этот текст, то ребенок еще лучше запомнит содержание
книги. Предпочтительнее читать стихи. Рифмы очень хорошо запоминаются,
а впоследствии воспроизводятся малышами.
С 5-6-месячного возраста у детей проявляется направленный интерес
к книгам. Книжку хочется погрызть, полизать, совершаются первые
попытки в переворачивании страниц. Причем кроха делает это долго
и упорно. Книжки должны быть с толстыми картонными страницами,
картинки - яркими, а текст - крупным. В этом случае помимо картинки
можно рассмотреть и текст. Читая слова и предложения, водите пальчиками
малыша по тексту.
С 10 месяцев можно играть в такие игры.
1. Искать и находить в словах-карточках заданную букву. Сначала
надо рассмотреть изображение этой буквы на отдельной карточке,
а затем найти в слове, указав на нее указкой (карандашом). При
этом указка должна быть в руке ребенка, а та, в свою очередь,
находиться в вашей руке.
2. Найти знакомый склад (слог) в слове. Обвести его и четко произнести.
Произносить, конечно же, будете вы, а ребенок будет внимательно
следить за вашими действиями. Все буквы произносите звуками, четко
и ясно, но голос при этом не повышайте и не понижайте.
С 1 года малыш начинает замечать афиши, надписи на магазинах
и очень радуется, когда видит знакомую букву. С этого времени
можно и нужно приступать к работе с таблицами Зайцева: петь склады,
отстукивать слоги. Лучше, когда такое обучение происходит в группе
детей, чтобы ребенок одновременно учился общительности и другим
навыкам общего развития. К годовалому возрасту, малыш произносит
в среднем около 10 простых слов. Словарный запас быстро увеличивается.
И к полутора годам, если заниматься с ребенком "с нуля",
происходит бурный прорыв в его речи (малыш начинает говорить простыми
предложениями, которые с каждым днем усложняются), и в чтении
(ребенок узнает буквы и сам может показать их пальцем в слове,
а также может произнести звук и даже сочетание звуков, вплоть
до целого слова).
Иногда доходит до смешного. Миша, скажи слово:
"машина". Миша молчит. Миш, прочитай это слово. И Миша,
медленно произнося звукосочетания, по складам, читает: "ма-ши-на".
С 1,5 лет введите в игру магнитную азбуку. Только уберите все
мелкие детали: точки, запятые, тире, плюсы. Разрешайте ребенку
трогать, грызть и рассматривать буквы. И вместе старайтесь обвести
каждым пальчиком (причем как правой, так и левой рукой) каждую
букву, пропевая гласные и проговаривая звуком согласные. Прикрепляя
буквы на холодильник, можно последовательно составлять календарь,
т.е. писать день недели, число, месяц, год, а также отмечать какая
на улице погода - ясная, пасмурная, солнечная или дождливая и
т.д. В этом возрасте великолепно идут вход кубики, из которых
надо собрать целую картинку. Сначала используйте 4 кубика, а затем
6, 9 и т.д. Это развивает логику, память и внимание - качества,
без которых сложно научиться читать.
С 2 лет - обратите внимание на печенье "Алфавит". Это
вкусная еда дополнительно несет обучающий элемент. Действительно,
как приятно, когда буквы не только узнаются, но складывается в
слог или в слово, и к тому же их можно съесть.
С 2,5 - 3 лет приступайте к занятиям по кубикам Зайцева. Как это
делать, подробно описано в методическом приложении к самим кубикам.
То, что это интересно для детей - это факт, а также весело и легко
дается закрепление того материала, который был предложен ранее.
Чем разнообразнее формы подачи материала, тем с каждым разом все
интереснее и интереснее становится сам изучающийся предмет.
К 3,5 - 4 годам многие дети уже довольно бегло читают. Живо интересуются
книгами. Книги с крупными буквами книги уже не интересуют ребенка,
а более мелкий текст родители боятся давать своему сокровищу,
чтобы не испортить зрение. Выбирайте книжки с жирным шрифтом высотой
не менее 5 мм. Не отбивайте охоту к чтению. И создайте для этого
благоприятные условия - хорошую освещенность, возможность занять
удобное положение (сидя, а не лежа!).
И еще несколько полезных советов:
- Как можно больше говорите с ребенком.
- Как можно четче произносите звуки в словах.
- Не коверкайте речь, не повторяйте неправильно сказанное ребенком
слово. Наоборот, произнесите слово еще раз правильно, чтобы малыш
его услышал.
- Читайте больше книг вместе с ребенком. Водите пальцем ребенка
по строчкам, следя за текстом.
Только в игре, весело, проявляя терпение и такт, можно добиться
успеха.
Хочется пожелать Вам любви к своему малышу, терпения и, конечно
же, удачи!
Аистенок № 12/1 (42/43) декабрь-январь 2002/03