|
|||||||||||||||||||||||
|
развитие и обучение детей от 0 до 12От 0 до 3 В прошлом номере говорилось о том, что нужно приготовить для малыша, как создать интересную творческую обстановку в квартире или комнате, чтобы младенцу было на чем остановить свой взгляд, было что рассмотреть, зафиксировать, над чем поразмыслить и что запомнить, то есть чтобы он смог с самого начала постоянно чему-нибудь учиться. Новорожденные младенцы более самостоятельные, чем мы себе представляем. Только надо в это поверить и создать атмосферу для развития их способностей. Говорят, что глаза - это зеркало души. А у новорожденных - это два окна в его мозг. Глядя в эти окна, можно сказать, какой опыт малыш вынес из внутриутробной жизни и хочет ли он учиться дальше. Даже у новорожденных, родившихся всего несколько часов назад, если они не спят, глаза широко открыты и совершают скоординированные движения. Эти скоординированные движения глаз способствуют ускорению развития мозга ребенка. С самого начала малыш познает мир. Сравнивая контрастные участки между собой, младенец обращает внимание не только на цветовые отличия, но и "сканирует" своими глазами их форму. Поэтому очень важно, чтобы кроме разноцветных плакатов, несущих разнообразную информацию, в поле зрения ребенка попадали предметы разных форм - красочные шары, пирамиды, кубики и, естественно, предметы домашнего уюта. Подобная активность глаз способствует созданию и дальнейшему сохранению новых связей между клетками мозга. Младенец появляется на свет с огромным количеством нервных клеток, но выживают только те нервные клетки, которые он использует в первый период своей жизни, прочие клетки отмирают, а связи между ними утрачиваются, поэтому ребенок старается выяснить, какие клетки ему в дальнейшем понадобятся, и делает он это с помощью глаз. Задача родителей - предоставить малышу как можно больше возможностей для развития мозга и приобретения опыта. Как же младенец узнает лицо своей мамы или своего папы? В первые 5 недель малыш различает только контрастные участки лица - волосы, контуры лица, подбородок, шею и т. д. Но с 7 недель он ищет глаза. Узнавая лица родителей, он познает
окружающий мир. И в то же время учится предугадывать будущие события.
Это доказал Marshall Haith , детский психолог. Он утверждает,
что младенцы понимают, что такое последовательность событий, умеют
собирать информацию, а значит, учиться. Как только ребенок хорошо начинает фиксировать взгляд (это может произойти к 20 дню жизни, а может произойти и к 2,5 месяца), с ним можно начинать заниматься. Каждый день показывайте буквы, крупно и четко нарисованные на карточках. На каждую букву желательно читать определенное стихотворение или чистоговорку, где эта буква повторяется часто и четко. Начинать лучше с гласных букв, так как их можно пропеть, они лучше запоминаются, а для закрепления покажите их парами: а - я, о-ё, у-ю, ы -и, э-е. Далее показывайте согласные и опять-таки лучше парами: звонкие, глухие, шипящие и только звонкие. Вспомните лингвистику. Систематизируйте буквы и звуки сами и передайте это малышу. Называйте только звуки, названия букв ребенок выучит потом, ближе к Центре. И когда будете учить читать, тоже называйте только звуки, иначе получится несуразица, вместо "мама" - "меамеа". Учите сразу правильно, переучиваться всегда сложнее. Гласные звуки всегда изображают на карточках красными. Глухие звуки - синим цветом, звонкие - зеленым. Помните, ребенок впитывает в себя все как губка. Таким образом к 4 месяцам можно просмотреть весь алфавит, многократно повторяя его. Это не значит, что вашей целью будет "с нуля" обучить ребенка алфавиту и чтению, совсем нет. Ваша задача - вызвать интерес к форме, к звучанию, так, чтобы потом он где-то с 6 месяцев заинтересовался буквами и цифрами и к 2 годам их все знал и захотел проявить интерес к другим граням мира. От 3 до 6 Очень хорошо попытаться сделать так, чтобы малыш повторял за вами гласные звуки. Для этого потребуется много усилий, терпения и времени. Но как же это приятно, когда малыш говорит на своем особом языке, стараясь выразить свои потребности и эмоции! В 2 - 3 месяца у малыша появляется гуление. В 3 - 4 месяца - лепет, и ребенок, подражая взрослым, пытается произносить звуки, слоги, различные сочетания звуков. Поддержите это начинание! В это время старайтесь как можно больше говорить, рассказывать, читать вслух. Чем больше говорите вы, чем больше слышит ваш малыш, тем быстрее он заговорит. С 3,5 месяца можно начинать показывать малышу карточки или кубики с цифрами, точно так же, как и буквы, каждый день, неустанно и настойчиво. К каждой цифре можно подобрать стихи - в рифмах дети быстрее запоминают содержание. Даже самые маленькие дети реагируют на интонацию и рифму, и это не проходит бесследно, приносит свои плоды, и довольно скоро. По нашим наблюдениям, дети, с которыми интенсивно занимались внутриутробно и на первом году жизни, в 2 года могут свободно считать в пределах 10, не очень свободно до 15, могут сосчитать определенное количество предметов, знают почти все буквы и даже могут составить несложные слова - мама, папа, Женя - из букв магнитной азбуки; знают все геометрические фигуры, и плоские и объемные, знают, как они выглядят, различают и их названия. Выполняя какие-нибудь манипуляции с ребенком, например гимнастику, плавание, обучение, закаливание, всегда ориентируйтесь на его состояние. Если он не хочет чего-либо делать в какой-то момент и капризничает, значит, надо вернуться на ступень назад и только через некоторый промежуток времени идти дальше. Нельзя прибегать к насилию! Развитие может ускорить только интерес и увлеченность. Ориентируйтесь на возможности малыша, в противном случае вы получите отказ, противодействие и нежелание заниматься. При этом надо чередовать занятия умственные и физические; в этом случае ребенок не будет утомляться и сможет гармонично развиваться. Чтобы вызвать интерес к общению, разговору, с рождения попробуйте разговаривать с младенцем на его языке. Освойте азбуку колыбели и, прислушиваясь к своему ребенку, старайтесь повторить те же звуки. Я уверена, что в конце концов у вас получатся прекрасные диалоги. Некоторые из тех, кто прошел у нас в центре обучение и родил малыша, повторили этот опыт и усовершенствовали его, многие записывали на магнитофон монологи своих детей и давали прослушивать им. Результаты превосходили все ожидания. И вам я советую проделать то же самое. Ребенок приходит в восторг: "Наконец-то поняли и ответили!", и с этого момента начинает произносить долгие монологи, таким образом тренируя и готовя свой артикуляционный аппарат к речи. Только не забывайте говорить с ним еще и правильным красивым русским языком. Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен прежде всего их слышать. Слуху принадлежит важная роль в овладении речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, малыш начинает и сам их произносить. Оберегайте слух от сильных звуковых воздействий (гремление погремушками в момент плача; включение на полную громкость радио, телевизора, магнитофона; повышение голоса, крик). С малышом надо говорить четко, не торопясь, правильно выговаривая все звуки. Нельзя "подделываться" под детскую речь, произносить слова искаженно, сюсюкать. Ничего, кроме вреда, это не принесет. Овладение речью и дальнейшее ее формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности, от того, насколько часто и много вы будете разговаривать со своим малышом. Физически ослабленные дети, часто болеющие инфекционными и простудными заболеваниями, отстают не только в речевом развитии. Формирование речи зависит и от общего развития. С первых дней приучайте малыша к гигиене. Последите за звуками, которые он произносит, и за развитием событий. Высаживайте ребенка сначала над тазиком. Дайте ему понять, что в сухом одеянии находиться гораздо приятнее, чем в мокром. Дети настолько умны, что сами предупреждают, что они хотят в туалет, большинство детей просыпаются сухими, начинают кряхтеть и сообщать, что они хотят, только поймите их и сделайте то, что надо. Памперсы, которые сейчас используют все в большом количестве, на самом деле можно использовать до 3 месяцев. А лучше отказаться от них еще раньше. Почему? В памперсах ребенок не учится терпеть, ждать и предупреждать о потребности сходить в туалет, он всегда сухой - зачем суетиться? Из-за этого у него медленнее растет мочевой пузырь, а далее начинаются проблемы с ночным недержанием мочи, может быть, энурез. Зачем устраивать себе сложности, когда их можно предупредить! Как только ребенок научится сидеть, начинайте использовать горшок. Горшок лучше всего иметь устойчивый, пластмассовый со спинкой сзади и с перегородкой спереди. Великолепны музыкальные горшки, горшки в виде машин, божьих коровок и другие. Горшок должен быть яркий, красочный, он должен привлекать внимание ребенка, должен ему очень нравиться. Если ребенок после 1,5 лет не просится в туалет, это упущение родителей, а не вина ребенка. Приучать можно таким образом: если малыш проснулся сухим, морщится, корчится, значит, не медля ни минуты, надо высадить его. Если в момент кормления вы увидели, что ребенок затих, перестал есть, у него задумчивый взгляд или, наоборот, гримаса на лице, это значит, что малыш хочет в туалет. Все процессы сопровождайте звуками, чтобы и ребенок впоследствии звукосочетанием мог вам сообщить о необходимости. В итоге к 1,5 годам вы не будете знать проблемы мокрых штанов. А самое приятное, что малыш сам будет говорить и проситься в туалет. От 6 до 9 В этом возрасте ребенок становится очень активным. Он ползает по всей квартире, а некоторые малыши к 8 - 9 месяцам уже начинают ходить. С этого момента в квартире будет постоянно "творческий беспорядок", ведь ребенок будет изучать и познавать мир. Постарайтесь приучить в это время маленького к порядку. Каждый день вечером, перед сном, убирайте игрушки на места, привлекая постепенно к уборке и ребенка. Тогда у вас не будет разгрома в квартире, а малыш будет знать, что у каждой игрушки есть свое место и что после игры все должно быть убрано. С 6 - 8 месяцев включайте в игру пирамиды. В самом начале это пластмассовые пирамидки с широким штырьком и широкими цветными яркими кольцами. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше научился надевать кольца на штырек, узнавать цвета. Дальше можно использовать деревянные пирамидки с более мелкими кольцами для развития мелкой моторики и отработки более точных движений. С 5 - 8 месяцев, а можно и еще раньше, включайте в игру большой надувной шар. Что делать с мячом, наверное, знают многие родители. Нужно положить малыша животом на мяч и, поддерживая его с двух сторон за тельце, качать вперед и назад так, чтобы он дотрагивался ногами до пола, чувствуя, что он встал. Это дает ему чувство уверенности и устойчивости, а также хорошо расслабляет мышцы. От 9 до 12 С 9-10 месяцев включайте в игру надувное круглое бревно. На бревне надо учиться держать равновесие и балансировать, сидя на нем верхом, как на коне, но не раньше 8 - 10 месяцев, так как если это у него не получится, малыш может испугаться и отвергнуть очень полезную игру. Также можно передвигаться, сидя на нем, вразвалочку, как утка. При этом очень хорошо изобразить утенка, покрякать, похлопать крыльями. Включитесь в игру. Малышу нужны веселые родители - ну кто кроме вас научит его играть, изображать различных животных! Эта игра - первая ступень к тому, чтобы попробовать научить его ходить вприсядку, как утенок. Это довольно сложное упражнение, даже 3-, 4-летние дети проделывают его иногда с трудом, зато оно отлично укрепляет мышцы ног. Светлана Островская, руководитель МПЦ "Страна Абсолютно Нового Я" "Няня" № 7-8 за 1995 год |
|
Подготовка к беременности - отзывы семей, которые занимались на курсе до беременности
|