|
Развитие и воспитание ребенка до рождения
Вначале комментарий к данной статье от "Центра Островской".
Мы конечно ЗА, когда рекламируют нашу запатентованную методику вертикальных родов и внутриутробную педагогику, но ПРОТИВ, когда не ссылаются на патентообладателей этого метода. Выходные данные Патента РФ № 2063109
P.S. - Сейчас образовалось много школ материнства, которые предлагают родить вертикально и заниматься внутриутробной педагогикой. И если Вы прошли такую школу, а родили как-то иначе, то не вините сам метод вертикальных родов, а вините тех, кто Вас готовил к родам.
Данная статья может не совпадать с первоисточником данного учения – Внутриутробная педагогика – обратитесь к первоисточнику |
Возникла наука - "внутриутробная педагогика"...
Статистические данные, приведенные в одном из выступлений члена комитета Госдумы по делам женщин Л. Швец, свидетельствуют о том, что в России более 80% детей рождаются с отклонениями в развитии. Смертность в младенческом возрасте в последнее время увеличилась в 2—3 раза. Причина кроется не только в экологическом и социальном неблагополучии нашего общества, но и в медицинской и педагогической безграмотности будущих и настоящих родителей. Медики утверждают, что если бы родители планировали рождение ребенка, знали, как вести себя до зачатия и в период вынашивания младенца, то количество хронически больных детей намного бы сократилось. Но, к сожалению, первая встреча будущей мамы с врачом женской консультации происходит, как правило, для констатации факта беременности. Известные специалисты в этой области советуют женщинам сделать первый визит в консультацию уже при возникновении желания иметь ребенка, для того чтобы убедиться, что она, будущая мама, вполне здорова и может выносить здорового ребенка. Насколько это важно? Беременность, хотя и является нормальным физиологическим состоянием женщины, оказывает большую физическую и психическую нагрузку на организм, а если женщина больна, то ее организму приходится нести двойную нагрузку: бороться с болезнью и вынашивать ребенка. От болезни мамы страдает и ребенок. Он недополучает необходимый ему кислород или другие вещества, что может отрицательно сказаться на его развитии, темпы которого в этот период самые стремительные. В несколько недель, месяцев формируются тончайшие структуры организма, которые закладываются на генном уровне на всю жизнь. И если хоть один "кирпичик" этой структуры выпадает или будет заложен неправильно, в организме младенца навсегда останется патология, которая скажется в детстве или значительно позднее каким-либо заболеванием или отклонением в развитии. Вот почему рождение ребенка не должно быть случайным событием. Это ответственное решение, и каждая будущая мама еще задолго до зачатия ребенка должна пройти диспансеризацию, обратиться к своему лечащему врачу и гинекологу. Обязательно следует определить резус-принадлежность свою и мужа, сдать кровь на реакцию Вассермана и СПИД. Постараться отказаться от вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики и т. п.). Как известно, эти факторы губительно влияют на развитие высокочувствительных клеток и структур плода. Младенец начинает "бороться" с ними, рождается слабеньким, плохо приспособленным к жизни, с низкими защитными функциями. Родителям дорого придется расплачиваться за свое безграмотное поведение: тратить силы на лечение ребенка, на хождение по специалистам, проводить бессонные ночи... Легко всего этого можно избежать, подготовив задолго свой организм к благополучному формированию младенца. Итак, будущая мама готова к важному моменту — зачатию ребенка. И великое чудо свершилось — произошло слияние гамет (мужской и женской половых клеток). Это начало образования нового организма. Сорок недель мама будет носить под своим сердцем еще не рожденное, но уже существующее дитя. Эти месяцы неразрывной связи младенца с матерью очень важны для его здоровья и нормального развития. Каким он появится на свет — здоровым, крепким, сильным или слабеньким, с отклонениями в развитии,— во многом будет зависеть от поведения мамы, ее настроения, самочувствия, от ее знаний, как разумно организовать свою жизнь в период внутриутробного развития младенца.
Что же необходимо знать маме в этот период и как себя вести?
В конце XX столетия возникла наука - "внутриутробная педагогика". Опираясь на знания закономерностей внутриутробного развития ребенка, она сформулировала основные правила поведения беременной женщины. Чтобы следовать этим правилам, мама должна знать, как происходит развитие ее еще не родившегося ребенка. Первые три месяца внутриутробного развития ребенка имеют, по мнению медиков, решающее значение для его будущего. Именно в этот период, уже на 20-й день, в глубине крохотного зародыша (4 мм) начинает мерцать красная точка. С этого времени в организме женщины будут биться два сердца. Одновременно начинает формироваться вегетативная нервная система и головной мозг. В конце первого месяца формируются все отделы головного мозга. Кстати, он растет очень быстро: в 2 месяца его вес 2 г, в 5 месяцев — 20—24 г, в 7 месяцев — 120 г, в 9 месяцев — 290 — 305 г. С одной стороны, мозг младенца формируется по наследственной генетической программе, а с другой — благодаря той информации, которая поступает из внешней среды, трансформируясь через тело матери, через ее органы чувств, на органы чувств ребенка. В настоящее время установлено, что, меняя продолжительность и концентрацию информационного потока, можно регулировать (ускорять, замедлять и даже прекращать) формирование нейронных структур мозга. В этот период маме очень важно получать позитивную информацию от общения с природой, музыкой, живописью.
На втором месяце внутриутробного развития происходит дифференциация всех основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и т. д.). Нервная система ребенка начинает функционировать очень рано. Об этом свидетельствуют первые хаотичные движения младенца ручками и ножками, которых мама пока не ощущает. Ребенок может сжимать кулачки, поворачивать головку. Эти первые движения положительно влияют на развитие нервной системы. В это же время у ребенка начинают функционировать органы равновесия — вестибулярный аппарат, который фиксирует не только положение ребенка, но и все движения матери. Мама ходит, ложится, сидит, наклоняется, ускоряет или замедляет движения — все это воспринимается вестибулярным аппаратом и специальными нервными датчиками, расположенными в суставах и мышцах ребенка. Мозг перерабатывает поступающую информацию и подает соответствующую команду мышцам.
На третьем месяце завершается формирование желудочно-кишечного тракта. Ребенок уже может глотать, пробует сосать свой пальчик. Формируется голосообразующий аппарат, развиваются печень, почки, формируются лимфоузлы. Сердце младенца прослушивается более четко. Оно усердно трудится, совершая 130— 150 ударов в минуту. По мере развития сердечно-сосудистой системы сердце ребенка начинает работать более экономично и к концу беременности делает 120—140 ударов в минуту. В конце третьего месяца мама может узнать с помощью ультразвукового исследования, как развивается ее малыш и кто родится — мальчик или девочка. Но нельзя забывать, что пол ребенка уже определен в период зачатия и полностью зависит от папы.
На четвертом месяце внутриутробного развития практически завершается формирование всех основных органов. Далее они будут расти, совершенствоваться. В этот период интенсивно формируется самый сложный и необходимый человеку орган — кора головного мозга, серое вещество которой делает человека человеком. Все системы организма ребенка начинают работать примерно так же, как и у взрослого человека. Красный костный мозг вырабатывает кровь. В это время можно определить ее группу и резус-фактор. О том, что кишечник работает, свидетельствует его первое содержимое. Почки начинают выделять мочу в околоплодные воды. Увеличивается вес ребенка, к концу четвертого месяца беременности он весит около 200 г. Кожа ребенка практически готова к приему информации. С этого времени связь по информационному каналу осязание — мозг становится постоянной до конца беременности. Благодаря этой связи ребенок сотни раз в день получает разнообразные осязательные впечатления, которые очень важны для развития мозга. Кожа ребенка обладает болевой и температурной чувствительностью. Но среда, в которой он развивается, отличается устойчивостью температуры. Поэтому нервные окончания, предназначенные для восприятия температуры, получают весьма однообразную информацию и в силу этого не развиты. То же самое можно сказать и о кожной болевой чувствительности. Именно поэтому маме необходимо соблюдать температурный режим: нельзя ни перегреваться, ни переохлаждаться, излишне долго находиться на открытом солнце.
На пятом месяце ребенок начинает подавать явные признаки своего существования. Мама ощущает первые толчки младенца. Движения его перестают быть беспорядочными, хаотичными и все больше и больше становятся реакцией на внутреннее состояние, которое во многом зависит от мамы. Следует помнить, что причины усиления двигательной активности младенца могут быть разными: недостаток кислорода, каких-либо питательных веществ или поступление вредных (алкоголь, никотин и др.), отрицательное эмоциональное состояние мамы. Причины повышенной двигательной активности могут быть связаны и с положительными эмоциями: радостью, восторгом, которые испытывает мать. Учитывая это, маме следует быть более ровной в своем поведении, избегать крайних эмоциональных состояний. В то же время нельзя забывать, что своими усиленными движениями ребенок как бы защищает себя от отрицательных воздействий, тем самым реализуя функцию самосохранения. Стоит маме выйти на прогулку, заняться домашними делами, как ее собственному организму потребуется больше кислорода. Ребенок тоже начинает испытывать недостаток в нем. Это заставляет его активно двигаться, при этом сердце сильнее сокращается, кровь быстрее протекает по сосудам и насыщается кислородом. На помощь сердцу приходит и дыхательная система: грудная клетка расширяется, в ней образуется отрицательное давление, и приток крови повышается. Скелетные мышцы тоже участвуют в восстановлении кислородного равновесия. Напрягаясь, они создают определенную позу ребенка, которая помогает поддерживать кислород на нужном уровне. Как видим, ребенок тесно связан с организмом матери, от него он получает питательные вещества и кислород. Но природа все мудро предусмотрела, и ребенок получает необходимые ему вещества ограниченно. Еще до своего появления на свет он должен добывать "хлеб насущный" собственным трудом. Так, если мама испытывает физическую нагрузку, это заставляет ребенка двигаться, быть активным, что способствует правильному развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и нервной систем, которые обеспечивают будущее здоровье человеку. Необходим ли маме, ждущей ребенка, полный покой? Очевидно, совет поменьше напрягаться будет неправильным. Мама должна двигаться в пределах разумного. Ей не следует впадать в крайности, так как чрезмерная нагрузка может привести к значительной нехватке кислорода, а это, как мы уже отметили, вредно для младенца. Мама должна знать, что не все движения ей полезны. Так, нельзя резко наклоняться, поднимать руки вверх (вытягивание), переносить тяжести, быстро и резко выходить из ванны, кататься на коньках, велосипеде, заниматься греблей и т. д. Полезна специальная гимнастика, но прежде чем делать ее, надо посоветоваться с врачом.
На шестом месяце интенсивно развиваются кости и мышцы ребенка. В этот период резко увеличивается потребность младенца в кальции. Мама должна знать, что, если в ее организме не будет достаточного количества свободного кальция, прежде всего пострадают ее зубы, так как кальций из тканей зубов будет поступать ребенку. "За каждого ребенка три зуба отдай",— гласит народная поговорка. Но зачем такие жертвы? Лучше позаботиться о том, чтобы в организм в достатка поступал кальций с продуктами питания (творог, рыба и т. д.). О недостатке кальция в организме могут свидетельствовать судороги в ногах. В этот период идет дальнейшее развитие мозга ребенка. На нем появляются борозды и извилины. Функционируют все внутренние органы ребенка — печень, селезенка, пищеварительная и нервная системы. Не до конца развитыми остаются пока легкие, но именно в этот период ребенок совершает первые "дыхательные упражнения". Получая от матери кислород с током крови, малыш сам не дышит, а лишь делает дыхательные движения, которые происходят под руководством дыхательного центра в головном мозге. Нормальное формирование этого центра напрямую зависит от образа жизни мамы. Вот почему ей нужно гулять, дышать свежим воздухом и не допускать в свой организм никотин, алкоголь, вредные испарения лаков, красок. Все близкие должны позаботиться об этом! Нередко домашние торопятся до рождения ребенка сделать ремонт квартиры, при этом забывая, что испарения лаков и красок губительны для еще не родившегося, но уже активно живущего маленького человека. Возможно, именно поэтому ребенок после рождения будет мучиться от бронхита, астмы, аллергии и т.п. Как видим, о здоровье малыша следует заботиться заранее.
По наблюдению ученых, не рожденный еще ребенок уже умеет спать, и отдых его длится от 18 до 20 часов. Во время бодрствования он двигается, прислушивается, делает глотательные движения, пробует дышать. На седьмом месяце органы слуха ребенка воспринимают не только сердцебиение мамы, но и звуки внешнего мира. Спокойное сердцебиение мамы — самая лучшая для него музыка. Так, в качестве эксперимента в палате новорожденных детей включали запись тревожно и спокойно бьющегося сердца человека и обнаружили, что при звуке тревожно бьющегося сердца дети просыпаются, плачут, а спокойно бьющегося — продолжают спать. Это подтверждает, что ребенок еще до своего появления на свет по-разному реагирует на состояние мамы, на ее поведение. Поэтому ей следует меньше волноваться, раздражаться. Все это не нравится малышу. Помочь сохранить матери хорошее настроение, оградить ее от стрессов — долг всех окружающих, особенно папы. Малыш слышит не только сердцебиение мамы, но также ее голос, голос папы, звуки музыки. Постарайтесь как можно больше общаться с ребенком, говорить ему ласковые слова, петь песни, включать мелодичную музыку. Лучше всего ребенок реагирует, как показывают эксперименты, на классическую музыку, колыбельные песни. Побольше общайтесь с природой, со всем, что вызывает положительные эмоции.
Кстати, устанавливать эмоциональный контакт, общаться с ребенком рекомендуется уже в первые месяцы беременности. Нидерландский ученый, создатель методики общения с младенцем в период внутриутробного развития Франс Вельдмон считает, что такой ранний эмоциональный контакт помогает установить крепкую эмоциональную связь с ребенком до родов. Это дает возможность младенцу чувствовать себя во чреве матери безопасно и комфортно. Ничего необычного в этом общении нет. Оно должно быть простым, естественным, теплым, желанным и выражаться в простом поглаживании живота, легком ритмичном постукивании по нему, в разговорах с малышом. Хорошо, когда с ребенком общается не только мама, но и папа. В этом случае ребенок быстрее установит с ним эмоциональный контакт после рождения. Ученые утверждают, что общение с ребенком до рождения улучшает отношения между ним и родителями, делает его более контактным, общительным, уверенным в себе. Важно не упустить время и начать общаться с младенцем с первых недель его существования. Однако нельзя превращать естественное общение а тренинг. Помните, это может принести не пользу, а вред!
В конце беременности (восьмой-девятый месяцы) ребенок продолжает расти, совершенствуются все его внутренние системы, органы. Он готовится к появлению на свет. Очень скоро родители с ним встретятся! А пока они готовятся к этой встрече, маме следует соблюдать правильный режим дня: спать не менее 8—9 часов, а днем тоже стараться отдохнуть 1,5—2 часа. Это полезно также и ребенку. Необходимо продолжать закаливать свой организм, принимать воздушные ванны, которые повышают тонус организма, а также больше гулять. Причем гулять надо несколько раз в день, в общей сложности не менее 2—3 часов и, разумеется, не по загазованным дорогам, а вдали от них. Нужно стараться меньше бывать в местах скопления людей, чтобы избежать инфекционных заболеваний. Эти правила следует соблюдать на протяжении всей беременности. Маме можно принимать солнечные ванны, но только по разрешению врача. Важно помнить, что ультрафиолетовые лучи, преобладающие в солнечном излучении между 8—11, а также 17—19 часами, очень полезны: они способствуют лучшему усвоению витаминов, благоприятно влияют на формирование костей ребенка, задерживая в организме матери фосфор и кальций.
Не менее важно обеспечить правильное питание, от которого зависит нормальное развитие ребенка. В начале беременности режим питания может оставаться обычным, привычным для женщины. Пища должна быть разнообразной, вкусно приготовленной, богатой витаминами. В первые месяцы рекомендуется питаться не менее четырех раз в день. Во второй половине беременности необходимо перейти на шестиразовое питание. В этот период увеличивается потребность в белке (мясо, рыба, яйца, молочные продукты, бобы, рис, гречка). Мясные и рыбные бульоны во второй половине беременности лучше заменить молочно-растительными продуктами. Необходимо ограничить употребление углеводов, так как это может привести к увеличению массы тела ребенка, что затруднит роды. По мере развития беременности все органы женщины испытывают большую нагрузку. В это время жидкость легко задерживается в тканях, что приводит к отекам. Поэтому советуем ограничить прием соленой и острой пищи и не нарушать питьевой режим. Не следует пить более 0,8—1 литра жидкости в день. Очень важно правильно одеваться во время вынашивания ребенка. Одежда должна быть свободной и соответствовать сезону. Особенно следует позаботиться о нижнем белье. Бюстгальтер должен хорошо поддерживать грудь, но ни в коем случае не быть слишком узким и не сдавливать ее. В специальных магазинах или аптеках продают белье, предназначенное для беременных. Оно очень удобно: "растет" вместе с ребенком. От удобной одежды зависит хорошее настроение мамы, а оно так необходимо для правильного развития малыша.
Итак, чтобы младенец развивался правильно и родился здоровым, советуем мамам: своевременно позаботиться о своем здоровье, отказаться от вредных привычек, оберегать себя от неблагоприятных воздействий окружающей среды; правильно питаться, достаточно двигаться на свежем воздухе; обогащаться впечатлениями от природы, живописи, музыки; общаться со своим младенцем с первых месяцев беременности, разговаривать с ним, петь песни, слушать вместе с ним музыку и т. п.
|
Анимированное меню
- Организованы ОНЛАЙН курсы
|
|
|
|
|
|
Свежие новости:
|
- Проблема родовой травмы новорожденного … |
|
|
|
|