Развитие и обучение детей как физического, так и интеллектуального
Отношения с ребёнком
Важен процесс, а не результат
…
—
1. Если ребенок занят своим делом, то не нужно ему мешать.
Часто слышу от мам, что у них совсем нет свободного времени. Начинаю расспрашивать о том, чем занимается ребенок, и слышу что-то вроде: «Вот сидит в песочнице и возит веревку, ну ерунда же. Я сажусь с ним делать куличики». А вот и не ерунда. Ребенок в этот момент рассматривает след на песке, оставляемый веревкой. Это для него почти как изучение логарифмов – очень глубокое исследование. И не стоит его прерывать – он занят. Вот для вас и свободное время.
2. Помощь – это когда просят, а не «дай я сделаю вместо тебя».
Представьте себе годовалого ребенка, который старательно насаживает на палку кольцо пирамидки. Пыхтит, старается, но получается у него не очень. Мама не выдерживает и насаживает кольцо вместо ребенка. Что делает ребенок? Откладывает пирамидку в сторону и больше играть в нее не хочет. Потому что не интересно. Вот представьте, вы флиртуете с мужчиной, все так волнительно, а он сразу предлагает вам поехать к нему домой. Ведь не интересно же. Так и ребенку – важен процесс, а не результат.
3. Суть игры в том, что правила могут быть любые, а не такие как надо.
Например, общеизвестная игра в прятки. Один закрывает глаза, другой прячется и его ищет первый. И вдруг ребенок предлагает сделать все по-другому – давай оба закроем глаза и будем друг друга искать. Вот он креатив, фантазия, инициатива. Но очень часто ребенок слышит в ответ: «так в прятки не играют». Меня всегда удивляет эта фраза – а почему? Почему нельзя поиграть так? Ну, назовите эту игру как-то по-другому, если это так принципиально – вот еще один повод покреативить. Но играть-то можно по-всякому. А вдруг эта придуманная вашим ребенком игра окажется интереснее банальных пряток.
4. Если ребенок просит у вас какой-то предмет, поинтересуйтесь, что он планирует с этим делать.
«Мама, дай мне твои бусы». Первый порыв – сказать ребенку, что бусы это не игрушка. Попробуйте остановить этот порыв и поинтересоваться у ребенка, что собственно он с этими бусами собирается делать. «Я хочу возить машинку и мне нужно к ней что-то привязать». Отлично, подбираете вместе с ребенком подходящую веревку, и ребенок радостно играет в свою машинку. А представляете, какой конфликт можно было бы раздуть – не дам бусы, дай бусы, да как ты себя ведешь, прекрати истерику…
5. Дети обычно хотят не очень многого, просто стоит их послушать.
Вы наверняка сталкивались с такой ситуацией: две подруги идут, разговаривают, рядом бежит ребенок и ноет «мам, ну мам, ну мам». Раздражает, правда? Причем всех участников ситуации. Предлагаю попробовать отреагировать сразу на первое же мам. Может оказаться, что он в туалет хочет или попить. Что-то очень простое, что можно тут же исполнить и не доводить это жуткое нудение до того, что ребенок начинает реветь, а мама на него ругаться. Даже если ребенок хочет просто показать вам вот ту красивую птицу, то поверьте, для него это очень важно сейчас. Он покажет, а вы после этого сможете спокойно поговорить.
6. Обговаривание с ребенком дальнейших планов существенно облегчает жизнь.
Итак, заветный выходной. Папа мечтает посмотреть футбол, мама пообщаться с подругой, а ребенок – сходить в зоопарк. Если не договориться с утра о планах, то конфликт к вечеру обеспечен. Поэтому за завтраком мама говорит ребенку: «сегодня с утра мы поедем в зоопарк, потом ты поспишь (с тобой посидит папа, а я пообщаюсь с подругой), а после сна мы пойдем с тобой играть во двор (а папа будет смотреть футбол)».
В скобках – это слова для папы. И ребенку все понятно. Его желание удовлетворили, план ясен и он спокойно согласен доесть эту нелюбимую кашу – ведь потом он поедет в зоопарк.