Развитие и обучение детей как физического, так и интеллектуального
От 6 месяцев до 6 лет
Нормально ли развивается речь ребенка
…
—
Многие мамы мучаются вопросом - все ли в порядке? Нормально ли развивается речь ребенка?
Цель этой таблицы – очертить границы нормы развития речи, так вы будете знать, чего ожидать от вашего ребенка.
6 МЕСЯЦЕВ
-Воспроизведение звуков с интонацией
-Реагирует на свое имя
-Реагирует на голоса других людей без визуальных подсказок, поворачивает голову и глаза к источнику звука
-Отвечает надлежащим образом на дружественный и сердитый тон
12 МЕСЯЦЕВ
-Использует одно или несколько простых слов со значением (это может быть фрагмент слова)
-Понимает простые инструкции, особенно если даны голосовые или физические объясняющие сигналы
-Осознает социальное значение слова
18 МЕСЯЦЕВ
-Имеет активный словарь около 5-20 слов
-Словарь состоит в основном из существительных
-Часто повторяет слово или фразу снова и снова
-Употребляет много жаргонизмов с эмоциональным содержанием
-Способен выполнять простые команды
24 МЕСЯЦА
-Называет целый ряд объектов из своего окружения
-Используют как минимум два предлога, как правило: в, на, под
-Составляет короткие предложения, в значительной степени по модели существительное-глагол, длина предложений 1,2 слова
-Примерно 2/3 того, что ребенок говорит, понятно взрослому
-Активный словарь примерно 150-300 слов
-Объем и высота голоса плохо контролируются
-Иногда правильно использует местоимения “Я” и “Ты”. Хотя “Мне”, и “Я” часто путают
-Начинают появляться понятия “Я” и “мои”
-Реагирует на такие команды, как «покажи мне свои глаза (нос, рот, волосы)”
-Задает вопросы “Что это?”
36 МЕСЯЦЕВ
-Правильно использует местоимения “Я” и “Ты”
-Используют редкие слова в множественном числе и в прошедшем времени
-Знает, по крайней мере три предлога, как правило: на, под, за
-Знает основные части тела и может показать их и назвать
-Активный словарный запас около 900-1000 слов
-Около 90% из того, что ребенок говорит, должна быть понятно взрослым
-В речи начинают преобладать глаголы
-Понимает простые вопросы, связанные с окружающей средой и деятельностью
-Понимает и дает ответ на такие вопросы, как “что ты должен делать когда, когда ты сонный, голодный, холодный, или хочешь пить?”
-Должен знать свой пол, имя, возраст, адрес, имена родителей
-Не стоит ждать, чтобы он ответит на все вопросы, даже если он их понимает
48 МЕСЯЦЕВ
-Знает названия знакомых животных
-Может использовать в речи как минимум четыре предлога или может продемонстрировать свое понимание их значения по просьбе взрослого
-Знает названия общих объектов в иллюстрированных книгах и журналах
-Знает один или несколько основных цветов
-Может повторить 5 цифр
-Может повторить слова из четырех слогов
-Демонстрирует понимание понятий над и под
-Понимает такие понятия, как больше, когда видит соотношение большого с маленьким
-Легко следует простым командам
-Часто повторяет слова, фразы, слоги и даже звуки
60 МЕСЯЦЕВ
-Использует много спонтанных описательных слов: прилагательных и наречий
-Знает основные сенсорные антонимы: большой-маленький, жесткий-мягкий и т.д.
-Может считать до десяти
-Речь должна быть полностью понятна взрослому, несмотря на проблемы артикуляции
-Знает все гласные и согласные буквы
-Повторяет предложение до девяти слов
-Может назвать бытовые предметы с точки зрения использования (шляпа, обувь, кресло)
-Выполняет за три команды, которые даны одна за другой
-Должен знать свой возраст, адрес и имена ближайших родственников
-Простые понятия времени: утро, день, ночь, день, позже, после, в то время
-Ориентируется в днях: завтра, вчера, сегодня
-Речь в целом грамматически правильная
6 ЛЕТ
-Знает все дни недели и легко ориентироваться во времени
-Речь полностью понятна и общественно полезна
-Должен уметь составлять связный рассказ по картинке, видит связи между объектами и событиями
-Активный словарный запас более 2000 слов
-Ребенок задает вопросы типа “Почему”, “Зачем”
-Активное расширение словарного запаса
Если ваш малыш болтает так же или больше, чем описано в таблице, значит развитие речи в норме. Если вы заметили небольшое отставание, то возьмите за правило играть в игры на развитие мелкой моторики.
В мозге центры развития мелкой моторики и речи находятся очень близко, оттого влияние развития пальчиков на развитие речи. Поэтому, чтобы достичь нормы развития речи, делайте дома пальчиковую гимнастику (в интернете очень много игр), из бытового – чаще завязывайте шнурки, привязывайте предметы друг к другу, застегивайте пуговички, перебирайте мелкие предметы (крупу, например).
Займитесь также развитием кругозора: показывайте малышу картинки животных, птиц, людей. Просите произнести звуки, которые издают эти объекты и называйте их. Например, в возрасте 1-2 лет покажите ребенку собаку, скажите: Собака. Гав-Гав. Так разговаривает собака. И спросите: “Как разговаривает собака?”.
Если вы будете проводить такие небольшие развивающие игры каждый день, развитие речи вашего малыша будет в норме и даже выше.